Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

стрепетова полина антипьевна

Энциклопедический словарь

СТРЕПЕТОВА Полина Антипьевна - СТРЕ́ПЕТОВА Полина (Пелагея) Антипьевна [ок. 4 ноября 1850, Нижний Новгород - 4 (17) октября 1903, Санкт-Петербург], русская трагическая актриса.

Первые шаги провинциальной актрисы

Была взята на воспитание в семью театрального парикмахера. С детских лет стремилась на сцену, на которой дебютировала в 1865 в Рыбинске. После нескольких сезонов, проведенных на сценах разных приволжских городов, в 1872 попала в труппу П. М. Медведева (см. МЕДВЕДЕВ Петр Михайлович), лучшего провинциального антрепренера. а летом того же года предстала перед московской публикой, сыграв в нескольких спектаклях Народного театра на Политехнической выставке. Выступления актрисы на сцене Общедоступного театра в 1873 потрясли Москву, сразу сделав ее известной.

Трагическое противоречие

В 1876 ее впервые увидели петербургские зрители. Огромное влияние на Стрепетову, на ее развитие и образование, на становление ее таланта, на ее женскую судьбу оказала встреча с М. И. Писаревым ( (см. ПИСАРЕВ Модест Иванович)впоследствии ставшим ее мужем), одним из культурнейших артистов своего времени. Мощный, природный талант Стрепетовой, определившийся в своих очертаниях с самого начала ее артистической карьеры, был явлением уникальным, ибо трагизм его вырастал из национального быта, из сферы стихийной народной жизни. Но в этом была и сила актрисы, и ее ограниченность. С годами стало обнаруживаться, что область, в которой она не знала себе равных, узка, что она актриса одной темы, что ей все труднее находить новые роли. Репертуар актрисы всегда был невелик, и в центре его - две роли, впервые сыгранные ею в девятнадцать лет, принесшие ей славу и титул трагической актрисы. Это Катерина в «Грозе» А. Н. Островкого (см. ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич) и Лизавета в «Горькой судьбине» А. Ф. Писемского (см. ПИСЕМСКИЙ Алексей Феофилактович) - в них с наибольшей силой обнаружилась ее тема, выявились особенности ее трагического таланта, ее стихийной творческой природы. В названии пьесы Писемского звучит главная и единственная тема актрисы, которой, по сути, исчерпывалось ее искусство. Героини Стрепетовой - женщины самобытного характера, обездоленные, обиженные судьбой, обреченные на мучительные страдания, которые актриса явила во всей жестокой обнаженности и суровой правде. Они потрясали зрителей достоверностью характера, напряженностью глубокой внутренней жизни, силой и нетеатральностью проявления страстного чувства. Являясь для сценического искусства своего времени фигурой исключительной не только по силе дарования, но и по важности художественной проблематики своего творчества, обладая огромным влиянием на умы современников, Стрепетова не смогла занять в русской театральной жизни того положения, которое этой исключительности соответствовало и обеспечивало бы ее таланту возможность гармоничного развития и полного осуществления.

Актриса другого театра

Большая часть творческой жизни актрисы проходила в гастролях по России; и хотя каждое ее появление в Москве и Петербурге становилось ее артистическим триумфом, лишь в 1881 она получила приглашение на петербургскую казенную сцену. В эти годы Стрепетова находилась в зените славы, на вершине своей судьбы. Ее влияние на умы современников было огромно. Художники Н. А. Ярошенко (см. ЯРОШЕНКО Николай Александрович) и И. Е. Репин (см. РЕПИН Илья Ефимович) создали ее портреты (репинский особенно удачный). Ее называли гениальной. Однако несовпадение творческого пафоса актрисы с общим искусства Александринского театра слишком было очевидно. Ее грозный талант, тревожащий душу, ее народнические тенденции, ее протест против общепринятых сценических условностей, рамок сценической дозволенности, мера ее резкой, беспощадной сценической правды были таковы, что она не могла вписаться ни в репертуар театра, ни в его замечательный актерский ансамбль, и в неписаные правила внутренней жизни императорской труппы. Гармонично уравновешенная художественная атмосфера Александринского театра отторгала стихийное искусство актрисы с ее неумением так же, как и у ее героинь, вписываться во враждебно противостоящую ей жизнь. В александринский период она играла в основном свои старые роли: Аннета («Семейные расчеты» Н. И. и Н. Н. Куликовых), Груня («Не так живи, как хочется»), Евгения («На бойком месте») Марья Андреевна («Бедная невестае») Островского; новые же, в которых ее талант мог развиваться, выпадали редко: Степанида (переделка романа А. А. Потехина (см. ПОТЕХИН Алексей Антипович) «Около денег»), Сарра («Иванов» А. П.Чехова (см. ЧЕХОВ Антон Павлович)), Кручинина («Без вины виноватые» Островского). С 1890 она вновь оказалась без театра, вновь была вынуждена ездить по провинции, довольствуясь случайными выступлениями в Москве и Петербурге; на два сезона (1898-1900) вернулась на александринскую сцену. Последним творческим лостижением актрисы стала Матрена во «Власти тьмы» Л. Н. Толстого (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич) в театре Литературно-художественного общества в 1895. Соприкоснувшись с подлинно народной темой великого писателя, она сыграла его героиню с трагической жуткостью.

Большой энциклопедический словарь

СТРЕПЕТОВА Полина (Пелагея) Антипьевна (1850-1903) - российская актриса. Выступала преимущественно в провинции (с 1865), в 1881-90 в санкт-петербургском Александринском театре. Трагедийное дарование Стрепетовой особенно ярко проявилось в ролях Лизаветы ("Горькая судьбина" А. Ф. Писемского) и Катерины ("Гроза" А. Н. Островского).

Полезные сервисы